ЦУКАНОВ ФЭМИЛИ ФАУНДЕЙШН

Турецкий Борис


1928 - 1997

В середине 50-х годов Борис Турецкий одним из первых в советском искусстве активно обращается к абстрактному искусству. В таком выборе не последнюю роль сыграло знакомство с художниками Ю.Злотниковым, В. Слепяном, А.Каменским, которые также в это время занимаются проблематикой абстракции. ...От раннего абстрактного периода, длившегося до начала 60-х годов, осталось около десятка работ маслом. Турецкий делает большое количество графических «черных» абстракций, в которых определяет свои творческие ходы и на последующий абстрактный период конца 60-х – начала 70-х годов. Свои работы художник объединяет в отдельные серии, или блоки, разрабатывая в каждом определенную художественную задачу: «Ритмическое построение», «Структура + пространство», «Пространственные мотивы» и т. д. Такая системная разработка абстрактного материала в это время встречается, пожалуй, только в творчестве Ю.Злотникова. Турецкий в своих «Пространственных мотивах» находит новые индивидуальные ходы. Особенно интересной представляется серия из небольших листов, выполненных тушью, представляющие собой черно-белые композиции из простейших геометрических фигур. Эта серия определенно намечает выходы к большим графическим сериям конца 60-х – начала 70-х годов.

Лариса Кашук

__________________________________

Малоизвестная беспредметная живопись и графика Бориса Турецкого 50-х годов поражают хорошо артикулированной формулировкой проблематики «нулевой позиции». По большей части это монохромные, черно-белые серии. При этом и чёрное, и белое предстают как изначальные стихии, принципы, находящиеся в исходной стадии динамических соотноше­ний, «заплывания» одного в другое. Но это не гармонизированная динамика инь и янь, а первозданное таинство отделения света от тьмы, земли от неба. Поразительно, что эта мощь заключена в совсем небольших по размеру работах, И в этом смысле они подобны минималистической стилистике дзенских медитаций, где один звук способен порождать целый мир, а весь мир умещается в звуке падающей капли. Но эта медитативность работ Турецкого не снимает скрытого в них трагизма; ситуация чёрной немоты почти не оставляет места надежде.

Евгений Барабанов