В колоритном мире московского художественного андеграунда 60х годов Владимир Янкилевский занимал особое место в силу ярко выраженного индивидуалистического подхода к своему искусству. Каждый мастер уникален, но как правило считывается предыстория, контекст и эволюция творчества. У Янкилевского этого нет и в помине – он как будто создал свой отличительный образный космос с чистого листа в ходе проделанного интеллектуального анализа в результате чего и появились концептуальные образы, которым он оставался верен на протяжений своей полувековой карьеры.
Завершив начальную художественную школу при Институте им. Сурикова он решил продолжить образование в Полиграфическом институте, где атмосфера была посвободнее, а среди преподавателей были выпускники знаменитого в 20-е годы ВХУТЕМАСа. Заканчивая институт в 1962 году, художник создает большую серию рисунков и живописных вещей под названием «Тема и импровизация», которая стала фундаментальной разработкой его аутентичного пластического языка. В том же году Янкилевский делает триптих №2 «Два начала» и знаменитый пентаптих №1 «Атомная станция» (около 6 метров),что положило начало серии монументальных работ. Завершается год участием 24 –х летнего художника в знаковой выставке «30 дет МОСХА» в Манеже, на которой генсек Никита Хрущев откровенно высказал все, что он думает о молодых экспериментаторах.
За неполные 12 месяцев Янкилевский создает свою отличительную художественную систему, где все элементы – цвета, формы, линии, предметы- наполнены невероятной энергией, органично соединяются и подчиняются друг другу. Пространство в понимании мастера формируется движением предмета, но это не хаос, а одно связанное целое. По меткому замечанию Ильи Кабакова « смотря на женщину на пляже, мы не можем сказать где тут женщина, а где пляж. Контуры предмета плавают, создавая геометрию пространства. Горизонт, например, одновременно это и часть контура женской фигуры». В мире Янкилевского присутствуют три начала : мужское, женское и поле взаимодействия между ними. Женщина всегда изображена в фас, а мужчина – в профиль. Женские образы предстают в лаконичных овалах, в них присутствуют характерная им центростремительность, мягкость, симметричность. Мужские – это агрессивность, динамика, центробежность. На картинах и объектах Янкилевского вы чувствуете непрерывную «движуху». Это рельефная объемная поверхность, которая шевелится, и которую подчас населяют странные существа – гады, мутанты, уроды. Вы не знаете, кто они такие , но вы их чувствуете на подсознательном уровне. Микрокосмос Владимира Янкилевского создает иную реальность в вашем сознании.